8 (926) 404-03-28
gradfirst@mail.ru
123557. г.Москва
Электрический пер., д. 3/10, стр. 3

Разрешение на капитальное строительство

Гражданским Кодексом Российской Федерации (ГК РФ), Федеральным законом № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ» и иными актами правотворчества регулируются любые вопросы, связанные со строительством или реконструкцией объектов недвижимого имущества. Возведение новых зданий, проведение строительно-монтажных работ и мероприятий, нацеленных на изменение технико-экономических показателей (ТЭП) или назначения капитального объекта осуществляется на основании специального разрешения.

Разрешение на капитальное строительство или реконструкцию объекта капстроительства – это официальный документ, доказывающий факт соответствия проектных документов градплану земельного участка (ГПЗУ) и наделяющий застройщика правом ведения строительной либо реконструкционной деятельности. Без наличия такого документа лицо, возводящее новое или изменяющее параметры уже существующего на участке здания, не может приобрести право собственности на строение, а соответственно, использовать его в коммерческих целях – дарить, продавать, завещать, сдавать в аренду и совершать с ним другие сделки. Также, без разрешения на строительство невозможны легальный ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства и его последующее оформление в кадастровом и архитектурном бюро.

Необходимые для оформления разрешения документы

Законом установлен перечень документов, которые следует передать лично и через своего законного представителя в орган местного самоуправления (таким органом обычно является администрация муниципального района, городского округа либо городского поселения) для принятия им решения о выдаче / невыдаче разрешения на использование земли под коммерческую застройку.

В первую очередь заявитель направляет в вышеупомянутый орган заявление на бумажном носителе (написанное от руки) или в электронном виде на имя руководителя госдепартамента.

Разрешение на строительство объекта капитального строительства может быть выдано или не выдано после представления на рассмотрение властям следующих документов:

  • удостоверения личности заявителя;
  • правоподтверждающей документации на распоряжение землей либо на проектирование капитальных объектов на ней;
  • ГПЗУ.
  • материалов, из которых состоит проектная документация:
  • проекта организации строительства (ПОС);
  • пояснительной записки;
  • сводного плана сетей инженерно-технического обеспечения с отметкой мест подключения (технологического подсоединения) проектируемого капитального объекта к инженерным сетям, системам или коммуникациям, информации об инженерном оборудовании;
  • архитектурных решений;
  • перечня мероприятий, направленных на обеспечение доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья к объектам образования, культуры, здравоохранения, отдыха и иным объектам коммунально-бытового и социально-культурного назначения, объектам торговли, транспорта, общественного питания, объектам административного, делового, религиозного, финансового назначения, объектам жилищного фонда в случае, если имело место капитальное строительство и реконструкция названных объектов при условии, что не была проведена экспертиза проектной документации названных объектов согласно ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ);
  • положительного заключения экспертизы проектной документации капитального объекта (применительно к отдельным стадиям строительных работ), если такая документация должна пройти экспертизу;
  • положительного заключения госэкспертизы проектной документации в случаях, установленных ч.3.4 ст.49 ГрК РФ;
  • положительного заключения экологической экспертизы проектной документации в случаях, установленных ч. 6 ст. 49 ГрК РФ;
  • проекта организации деятельности по сносу / демонтажу объектов капстроительства либо их частей, есть возникает необходимость в проведении таких работ;
  • разрешения на отклонение от предельных параметров допустимого капстроительства или реконструкции (в случаях, если застройщику такое разрешение предоставлялось);
  • согласия всех обладателей прав на объект капстроительства (в случае реконструкции данного объекта);
  • соглашение о реконструкции;
  • копии свидетельства об аккредитации юрлица, выдавшего на руки положительное заключение негосударственной экспертизы документации по проекту;
  • бумаг, предусмотренных законодательством РФ об объектах культурно-исторического наследия в том случае, если в процессе осуществления деятельности по сохранению таких объектов затрагиваются их конструктивные или иные характеристики безопасности и надежности.

Все указанные документы необходимо подать в исполнительный орган местного самоуправления своевременно, для того чтобы иметь возможность законно осуществлять капитальное строительство на намеченном земельном наделе.

Файлы электронных образов документов должны быть в формате png, docx, doc, jpg, pdf, xls, xlsx, и на них должна стоять квалифицированная усиленная электронная подпись.

Когда в оформлении разрешения на капитальное строительство нет надобности

Перед тем как просить органы власти выдать разрешение на строительство объекта капитального строительства необходимо узнать, требуется ли оно в Вашем конкретном случае.

ГрК РФ установлены объекты, для строительства или реконструкции которых не нужно получать разрешение на капитальное строительство:

  • гаражи, возводимые на земельном наделе, который принадлежит на праве собственности или постоянного пользования физическому лицу, не имеющему намерения использовать такое сооружение с целью извлечения дохода, к примеру, для организации автосервисного предприятия по обслуживанию транспортных средств и другой техники;
  • дачные домики, создаваемые на участках земли сельхозназначения, а также вспомогательные помещения, предназначенные для ведения непредпринимательской деятельности, а именно личного подсобного хозяйства (ЛПХ) – гаражи, стайки для животных (скота), бани, сараи для хранения инструментов; объекты ИЖС и др.;
  • сооружения сезонного или вспомогательного назначения, например, сторожевая будка на въезде на территорию бюджетного учреждения; эта постройка тесно связана с основным зданием, т.к. предназначена для обеспечения его эксплуатации или обслуживания; строение прочно связано с земельным наделом, поэтому его перенос в другое место может нанести урон другим находящимся на земле конструкциям;
  • объекты капитального строительства, подлежащие реконструкции, т.е. коренному переустройству, организации на новых основах;
  • объекты капитального строительства, в отношении которых запланировано проведение капитального ремонта, к примеру, многоквартирные дома, коммерческая недвижимость, такая как заводы и фабрики;
  • буровые скважины, т.е. горная выработка в земле – для их создания, реконструкции, а также сервисного обслуживания не требуется разрешение на капитальное строительство; в этом случае порядок проведения работ регламентируется законом, определяющим порядок предоставления и пользования недрами для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых;
  • мобильные конструкции – железные гаражи, киоски, общественные пункты охраны порядка;
  • иные предусмотренные законодательством объекты, возведение которых может осуществляться без разрешения на капитальное строительство.

Проектная документация

Подачу в орган местного самоуправления заявления о выдаче разрешения предваряет подготовка проектной документации объектов капитального строительства.

Такая документация представляет собой совокупность текстовых и графических материалов (схем), определяя конструктивные, функционально-технологические, объемно-планировочные, архитектурные, инженерно-технические решения в целях обеспечения строительства и реконструкции объектов капстроительства, в т.ч. и их частей, а также капремонта – выполнения комплекса значительных работ по улучшению состояния зданий и сооружений.

Проектная документация по капитальному строительству может разрабатываться как самим застройщиком (при условии, что он является членом СРО в сфере архитектурно-строительного проектирования), так и привлеченным им третьим лицом, в роли которого выступает ИП или юридическое лицо, заключившее договор подряда о подготовке такой документации с техзаказчиком, застройщиком, лицом, несущим ответственность за эксплуатацию недвижимости, региональным оператором.

Подготовка проектной документации объектов капитального строительства и строительство / реконструкция капитальных объектов в соответствии с этой проектной документацией основана на:

  • задании техзаказчика, застройщика, регионального оператора (если документация по проекту готовится на основании договора подряда);
  • результатах инженерных изысканий;
  • ГПЗУ или ППТ и ПМТ в случае разработки проектной документации линейного объекта;
  • требованиях техрегламентов, техусловиях и разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства либо реконструкции капитальных объектов.

Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства осуществляется чиновниками, уполномоченными на выдачу, а именно органом местного самоуправления, правомочным принимать решения по вопросам местного значения, органом исполнительной власти субъекта РФ, госкорпорацией по космической деятельности «Роскосмос» или госкорпорацией по атомной энергии «Росатом» на безвозмездной основе. В полномочия указанных структур входит также и выдача разрешений на ввод объектов капитального строительства.

Основания для отказа в выдаче разрешения на возведение недвижимости

Исполнительный орган власти может отказаться выдавать разрешение на капитальное строительство по ряду причин. Полный перечень оснований для отказа в выдаче документа приведен в ст.51 ГрК РФ, и вот некоторые из них:

  • отсутствие какого-либо из обязательных документов или наличие в них неподтвержденных сведений;
  • несоответствие поданной документации требованиям к строительству или реконструкции капитального объекта, установленным на день выдачи ГПЗУ, представленного для получения разрешения; допустимому использованию земельного надела, ограничениям, установленным в соответствии с Земельным или другим законодательством РФ, требованиям, указанным в разрешении на отклонение от максимальных и (или) минимальных параметров допустимого строительства / реконструкции.

Не пытайтесь получать разрешение на строительство объекта капитального строительства, если Вы не уверены в своих силах и возможностях и особенно, если условия и порядок прохождения этой процедуры Вам неизвестны. Доверьтесь тем, кто уже ее проходил неоднократно и всегда добивался желанного результата. Действенную помощь в решении данного вопроса оказывают специалисты московской юридической компании Град Девелопмент.

Срок действия разрешения

После получения разрешения собственнику необходимо сразу осуществлять капитальное строительство здания, сооружения или иного объекта недвижимого имущества, потому что срок действия документа лимитирован. Для многих объектов этот срок определяется проектом организации строительства.

В Кодексе указывался срок выдачи разрешения на строительство, и составлял он 3 года.

В настоящее время в Москве и МО данный документ действует тоже только в течение трех лет. Необходимо успеть осуществить ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства до истечения этого срока.

В ГрК РФ, ст. 51 зафиксирован более гибкий подход к решению данного вопроса.

Если права на земельный надел и находящийся на нем объекта капстроительства или реконструкции переходят к третьим лицам, то сохраняется и срок действия ранее полученного рзарешения. Новый владелец продолжает осуществлять строительно-монтажные работы с обязательным внесением произведенных изменений и модернизаций в разрешение, выданное прежнему собственнику.

Продление срока действия разрешения возможно по заявлению застройщика, поданному за 60 суток до того момента, как данное разрешение перестанет действовать. В продлении срока будет отказано, если к строительству или реконструкции капитального объекта не приступили до истечения срока подачи заявления.

Заключение о соответствии ЗОС для градостроительной комиссии Москвы

В ч.3 ст.55 ГрК РФ говорится, что для получения разрешения на ввод объектов капитального строительства, наряду с разрешением на строительство, необходимо представить на согласование в орган власти и заключение о соответствии объекта капитального строительства (ЗОС), выданное органами Госстройнадзора.

ЗОС – заключение органа Госстройнадзора (в случае если требуется проведение государственного строительного контроля) о соответствии созданного капитального объекта проектной документации и требованиям техрегламентов, в т.ч. требованиям энергетической эффективности, а также требованиям оснащенности капитального объекта приборами и системами учета и контроля потребления энергетических ресурсов.

Заключение о соответствии объекта капитального строительства можно получить только после проведения ряда проверок и подтверждения пригодности строительного объекта или его частей для безопасного размещения в нем людей и оборудования. Если надлежащие проверки не были осуществлены при строительстве, то в выдаче ЗОС в Москве отказывали.

Сотрудники Град Девелопмент оказывают полное юридическое сопровождение процедуры подготовки и выдачи разрешения на капитальное строительство, а также помогают в получении ЗОС и разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства. Мы также защищаем интересы наших клиентов в суде и делаем все возможное, чтобы победа осталась за нами.

Сроки подготовки и выдачи документа, стоимость его оформления

Срок предоставления госуслуги составляет не более 10-ти рабочих дней, если заявитель самостоятельно подает документацию. Заявление о предоставлении госуслуги должно быть зарегистрировано за один день.

При подаче заявления лично максимальное время ожидания в очереди на оказание услуги не превышает 15 минут.

Плата за оформление и выдачу разрешения согласно ст. 51 ч. 15 ГрК РФ не взимается.

Разрешение оформляется в двух экземплярах. Один из них вручается заявителю (для хранения до момента ввода в эксплуатацию), а второй передается в архив.

Способы и порядок оспаривания отказа от выдачи разрешения

Заявитель вправе оспорить решение уполномоченного органа в досудебном порядке.

Обжалование действий должностных лиц на досудебном уровне осуществляется посредством направления письменного или электронного заявления с внесением в него своих контактных данных (ФИО), адреса проживания, должности лица, действия которого будут оспариваться, требований о признании действий ответственного лица незаконными. Оспаривание должно проходить в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом РФ.

Признать действия незаконными правомочен и руководящий состав Общественного совета при Роснедрах.

Результатом досудебного урегулирования споров сторон становится одно из следующих решений:

  • отказ в ходатайстве и предоставление мотивированного обоснования такого решения;
  • принятие во внимание поданного заявления и отмена решения об отказе с вменением должностному лицу обязанности выдать разрешение на строительство не позднее трех дней со дня аннуляции признанного незаконным отказа.

Будьте уверены, Вы получите разрешение на капитальное строительство, если к Вам на помощь придем мы, поскольку мы знаем все ходы и выходы в коридорах власти.